В 2020 году оператором всероссийской олимпиады школьников выступает академия «Просвещение». Она собрала основные вопросы, касающиеся самого молодого этапа соревнований. Ответила на них заместитель председателя центральной предметно-методической комиссии олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности, Наталья Елисеева.
АиФ.ru: Наталья Владимировна, расскажите, как давно в перечне олимпиад появился предмет ОБЖ и почему?
Наталья Елисеева : Решение о внесении предмета ОБЖ в перечень всероссийских олимпиад было принято в 2008 году. Вопросы безопасности актуальны не только в условиях возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, но и в быту, на улице, на транспорте, практически везде и всегда. Именно поэтому приобретение компетенций в области безопасности жизнедеятельности — единая непрерывная система целенаправленной работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Думаю, в связи с этим и было принято решение включить в перечень всероссийских олимпиад школьников учебный предмет ОБЖ. Характерная черта олимпиады по ОБЖ — не только просветительский, но и обучающий характер. Школьники учатся собирать и анализировать информацию, самостоятельно исследовать проблемные ситуации и находить их наиболее рациональные решения.
— С какого класса школьники могут принимать участие во всероссийской олимпиаде по ОБЖ?
— На школьном этапе участниками олимпиады могут быть школьники с 5 по 11 класс, на муниципальном этапе — с 7 по 11 класс, на региональном и заключительном — с 9 по 11 класс. Но теоретически и пятиклассник может записаться в старшую группу (10 — 11 классы), если он заявил о своем участии на школьном этапе в этой группе с самого начала всероссийской олимпиады. В таком случае, если он успешно пройдет школьный, муниципальный и региональный этапы, то может стать и участником заключительного этапа.
— Кем и по какому принципу формируются задания различных этапов олимпиады?
— Задания школьного этапа готовят муниципальные предметно-методические комиссии, муниципального этапа — региональные предметно-методические комиссии, регионального и заключительного этапов — центральная предметно-методическая комиссия (ЦПМК). При создании заданий учитывается множество аспектов: соответствие сложности заданий и возраста участников, корректность формулировок и др. Задания должны быть не только разнообразными, но и способствующими раскрытию высокого интеллектуального уровня участников. Не должно быть заданий, противоречащих правовым, этическим, эстетическим, религиозным нормам, демонстрирующих аморальные модели поведения, а также заданий, дублирующих задания прошлых лет. Кроме того, очень важно грамотно проработать критерии и качество методики оценивания, от которой часто зависит правильность проверки выполненных заданий участников членами жюри. После разработки все задания проходят экспертизу. Сначала проводится внутренняя оценка, после чего задания направляются внешнему эксперту — лицу независимому, имеющему ученую степень и звание. Специалист оценивает и, если есть моменты, требующие доработки, указывает и предлагает варианты по их устранению.
— Существует ли взаимодействие центральной предметно-методической комиссии с регионами при проведении олимпиады и как оно осуществляется?
— Безусловно. ЦПМК составляет рекомендации для организации и проведения школьного и муниципального этапов олимпиады, разрабатывает задания, критерии и методики оценивания для проведения регионального и заключительного этапов. Общение с регионами происходит посредством серии вебинаров для организаторов и жюри различных этапов олимпиады. И, конечно, никто не отменяет обратную связь и ответы на возникающие вопросы по электронной почте ЦПМК и непосредственно по телефону.
— Каковы на Ваш взгляд перспективы развития олимпиады по ОБЖ?
— Все зависит от тенденций развития нашей предметной области. ОБЖ — предмет, который «не стоит на месте». В действующей нормативной правовой базе постоянно происходят изменения, развиваются наука, техника, меняются условия жизни людей. Соответственно, корректируются и условия обеспечения безопасности. При составлении заданий олимпиады мы учитываем все новшества, происходящие в нашей предметной области, делая участие практикоориентированным, давая участникам проявить себя наиболее полноценно и приближено к жизни.
— Присутствуют ли в заданиях по ОБЖ межпредметные и метапредметные взаимосвязи?
— И межпредметность и метапредметность присущи ОБЖ в полной мере, так как, выполняя задания, участникам зачастую приходится использовать сведения из различных областей знаний и рассматривать ситуацию в комплексе, решая вопросы обеспечения безопасности, т.е. происходит самостоятельное получение новых знаний и умений через овладение универсальными учебными действиями.
— Как Вы оцениваете уровень подготовленности участников олимпиады? Как вы считаете, можно эффективно подготовить участника олимпиады?
— На данный момент могу сказать, что уровень подготовки участников олимпиады достаточно высокий. Зачастую тяжело победителей, призеров выбирать. Судите сами, меньше 50% от максимально возможного на заключительном этапе обычно показывают лишь 1 — 2 участника из двухсот. И то не из-за плохой подготовки, а, как правило, из-за того, что ребенок оказался не в силах справиться с волнением. Для эффективной подготовки участников олимпиады существует достаточно большое количество соревнований. Это всероссийские детско-юношеские движения «Школа безопасности», «Юный спасатель» и «Юный пожарный», соревнования военно-патриотических клубов и т.д. Некоторые дети участвуют в большом количестве таких состязаний и, благодаря им, уже в какой-то мере готовы к участию в олимпиаде. Что касается изучения теоретической составляющей, то учебника здесь будет мало, каким бы хорошим он ни был. Наш предмет имеет определенную специфику, изучение практически всех тем учебного предмета ОБЖ подразумевает освоение информации, основанной на положениях нормативных правовых документов. Полноценно и эффективно готовиться к олимпиаде можно, используя действующие нормативные правовые акты в области безопасности. Эффективным является и подготовка с использованием информации с официальных сайтов министерств и ведомств, например, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д. Более подробно ознакомиться с рекомендуемыми источниками для эффективной подготовки можно в методических рекомендациях по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, которые ежегодно составляет центральная предметно-методическая комиссия.
— Какие рекомендации бы Вы дали участникам при подготовке к олимпиаде?
— Выбирая для участия в олимпиаде ОБЖ, Вы должны быть готовы к получению широкого перечня академических и практических знаний, отработке большого комплекса действий, доведенных до автоматизма и, конечно, к принятию решений в изменяющихся условиях. Научившись этому, Вы будете готовы не только к олимпиаде, но и приобретете навыки и умения необходимые для жизни.
Навыки, которые мы получаем на олимпиадах по ОБЖ, действительно необходимы каждому. Умение оказать первую помощь, знать основы безопасности и правильно реагировать в экстренной ситуации могут спасти жизнь. Эти знания помогают не только в школе, но и в повседневной жизни. Каждый из нас должен быть готов к неожиданностям – это не только полезно, но и ответственно! Принять участие в таких олимпиадах – значит инвестировать в свою безопасность и безопасность окружающих.
Все мы живем в мире, где безопасность и умение защищать себя и других становятся все более важными. Олимпиада по ОБЖ – это отличная возможность развить навыки, которые пригодятся каждому. Умение действовать в экстренных ситуациях, оказывать первую помощь, правильно организовать эвакуацию – это те знания, которые могут спасти жизни. Не упустите шанс стать более уверенным и подготовленным к любым вызовам!