Как пандемия изменила отношение педагогов к цифровым технологиям в России и в мире, обсудили участники III Столыпин-форума «Иммунная система мировой экономики», состоявшегося 4-5 сентября при поддержке МГИМО. Эксперты объяснили, какие форматы обучения набирают популярность и насколько необходима экспертиза электронных ресурсов. Дискуссия прошла при участии Группы компаний «Просвещение».
Открывая мероприятие, председатель Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Виталий Сурвилло напомнил, что образование оказывает влияние на все сферы нашей жизни, и от его развития зависит, какие поколения придут нам на смену. В связи с эпидемиологической обстановкой меняются методы и инструменты подготовки кадров, усиливается роль цифровых технологий.
О росте интереса к образовательным онлайн-платформам рассказал Джефф Маджионкальда, генеральный директор Coursera. Эта платформа была создана в Стэнфорде восемь лет назад для обеспечения доступа к онлайн-ресурсам ведущих университетов мира. С марта этого года доступ к платформе бесплатно получили более 19 млн новых студентов, в т.ч. около 500 тыс. из России. По мнению эксперта, в ближайшие 3-4 года вырастет спрос на непрерывное образование, и основным его форматом станет blended learning, когда можно учиться и онлайн, и офлайн.
Вице-президент Института политических исследований (Sciences Po) Бенедикт Дюран рассказала, что в новом учебном году часть занятий со студентами проводится одновременно онлайн и офлайн – иностранные студенты, которые пока не могут приехать во Францию, подключаются к трансляциям из аудиторий. Радек Шпицар, вице-президент Ассоциации промышленности Чехии, добавил, что пандемия изменила консервативное отношение к цифровым технологиям не только в академической, но и в деловой среде.
Вице-президент Группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович отметил, что в сфере школьного образования внедрять технологии нужно крайне внимательно. При этом не стоит отрицать определенные преимущества дистанционного образования. В их числе обеспечение равного доступа к знаниям самого высокого качества в любых школах, прежде всего сельских, обмен лучшими практиками и повышение квалификации учителей, индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, доступ к качественным цифровым ресурсам. Именно в сочетании с очным обучением – социализацией, воспитательным компонентом – онлайн-технологии могут расширить возможности детей и учителей.
В этих условиях, по мнению вице-президента «Просвещения», перед производителями учебного контента и органами государственной власти стоит важная задача. С учетом многообразия онлайн-платформ и других цифровых площадок, предоставляющих доступ к образованию, необходимо разработать механизмы обеспечения качества размещенного контента. Система экспертизы бумажных учебников традиционно проводится уже долгое время, но применительно к электронным ресурсам такой системы пока нет.
«Группа компаний «Просвещение» уделяет особое внимание качеству контента, который размещается и в учебниках, и на цифровых платформах. Дети, их родители и учителя должны быть уверены, что этот контент выверен, что он поможет ребенку подготовиться к экзаменам и перейти на следующую ступень обучения», – заключил Павел Зенькович.