Свою первую куклу я сделала, когда моей старшей дочке был годик. Когда встал вопрос о развивающей игрушке для ребенка, я долго думала, что сделать, чтоб понравилось дочке, и она с этим играла. И тут мне попалась статья о кукле крупеничке, кукле наполненной зерном. Лучшего и придумать было нельзя. В игре через куклу, через игрушку, развивается не только воображение, но и мышление.
Игровые куклы относятся к типу образных игрушек, роль которых стимулировать развитие речевых навыков у детей младшего возраста. А многократное обыгрывание различных ситуаций, знакомых ребёнку (кормление куклы, кукла заболела, кукле пора спать) простой и естественный путь закрепления приобретённого жизненного опыта. Так в нашем доме поселилась кукла зерновушка. И действительно, дочка с удовольствием игралась с этой куклой, а я задумалась, в чем же секрет такой простой на первый взгляд народной куклы.
Кукла стала верным спутником не только детей, но и взрослых с давних времен. Она была почти членом семьи, и отношение к ней было особое. Некоторых кукол хранили бережно и передавали из поколения в поколение, а некоторых меняли одна на другую из года в год. Кукла была ступенькой от детства к взрослой жизни и обратно.
Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых это единственная возможность вернуться в мир детства. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. И потому очень важно, что через общение с куклой, отражающей самобытность того народа, в котором он родился и живет, ребенок знакомиться с традициями, обычаями своих предков.
У каждой куклы был свой характер и значение, и делалась она часто для конкретного человека, а значит, несла добрые мысли и чувства того, кто её делал. Народная кукла становилась первым другом и учителем, а главное помощником и защитником. Во многих русских сказках, например, про Василису Премудрую, встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклыпомощницы не оставляют в беде своих хозяев.
На Руси дети до 7-8 лет дети ходили в рубахах, и особого разделения на девчачьи и мальчишечьи игрушки не было. Играя в дочки матери, девочки учились вести хозяйство, приобщались к труду и будущему материнству. В игровой форме они учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Детские куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое и позволяли играть молодухе, пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.
Кукол делали из доступных материалов разными способами: скручиванием, свёртыванием, набивали кусочками ветоши, крупами и соломой. И сейчас можно выделить тряпичных кукол: пеленашки, вепсские, кубышки и т.д. и кукол из соломы(льна, лыка): десятиручка, филипповка, коза, кукушка и многие другие.
Традиционная игрушка тесно связана с праздниками народного календаря. У каждого праздника и у каждого месяца своя кукла. Например, в феврале, на масленицу, могли сделать куклу закрутку. Встречая весну, в марте дарили нитяные куколки мартинички. В июле шили «летнюю» куклу, набивали её душистым сеном и делали причёски из травы тимофеевки. В сентябре для изготовления куклы Стригушки использовалась солома нового урожая. А в октябре – в пору свадеб – делали «Свадебную парочку».
По своему назначению кукол делят на три группы:
- Обереговые. Оберег — это предмет или вещица, при изготовлении которой проговаривались особые слова на защиту ребенка. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Так же сюда относят Пеленашек, Лихоманок, «Трясовиц».
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово узор обозначало призор, т.е. присмотр. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. - Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
- Игровые куклы – Зайчик –на –пальчик, Птичка, Ангел, Бабочка.
Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение и их делали на свадьбу, на хороший урожай, на рождение ребенка.
Обрядовые куклы: Столбушка с детками, Вепсская кукла, Куватка, Бессонница и многие другие.
Мы продолжим рассказ о народных обереговых куклах в наших дальнейших статьях.
Народная кукла — это настоящая часть нашей культуры! Вчера такие куклы передавались из поколения в поколение, и каждая из них имела свою историю. Сегодня они все еще актуальны, но теперь к ним добавляется современный взгляд и новые идеи. Здорово видеть, как мастера продолжают творить и сохранять традиции, привнося в них что-то новое и необычное! Это искусство объединяет людей и дарит радость.
Народная кукла — это не просто игрушка, а настоящая часть нашей культуры! Вчера они были символом традиций и умений наших предков, а сегодня с ними знакомятся новые поколения. Это здорово видеть, как ребята учатся делать такие куколки и создают уникальные истории. Они объединяют людей и помогают сохранить наших корней. Надеюсь, что этот интерес к народным традициям будет только расти!