Зачем и как учить младших школьников задавать вопросы |
Как известно, дети от природы очень любознательны. Они задают множество вопросов. Но возраст почемучек быстро проходит-как только дети переступают порог школы. Почему же это происходит? Во-первых потому, что дошкольник так и не получал ответов на свои вопросы в общении со взрослыми, желание спрашивать иссякло. Во-вторых, потому что ребенок задавал вопрос самому себе или ровеснику. Но у детей недостаточно знаний и опыта, чтобы ответить на возникающие у них вопросы.
Однако главной, на наш взгляд, причиной является неумение детей задавать вопросы применительно к конкретной ситуации. Дети умолкают, чтобы не быть смешными, чтобы не услышать от взрослых: «Не спрашивай о ерунде». Как же выйти из этой ситуации? Зачем вообще нужно, чтобы ученик о чем-либо спрашивал? Где и как он должен это делать? Кто ему поможет? Ответ очевиден. Этому должна учить школа. Именно в процессе получения знаний ученик должен ставить вопросы перед собой, перед учителем, перед одноклассниками и совместно искать на них ответы.
Это средство для решения учебных задач. Точно поставленный вопрос не только будит мысль ребенка, но и является результатом его мыслительной деятельности. Если ученик ни о чем не спрашивает учителя и у него даже не возникает такого желания, значит, его надо к этому подталкивать. Иначе усвоение материала будет проходить на уровне чувств: увидел, услышал, а вышел из класса и забыл, потому что не было мыследеятельности. Задавание вопросов на понимание содержания высказывания (устного или письменного), на понимание смысла-одна из техник педагогики понимания, которой в современной школе уделяется серьезное внимание.
Как же учить детей задавать вопросы?Я убеждена, что делать это надо с 1-го класса, приучая детей критически относится к учебному материалу. Именно такая активность способствует приобретению глубоких знаний по разным предметам, причем более долговременных, потому что эти знания осознанны.
Теперь перейдем к самому главному. Как это делать? С чего начинать?Первоклассникам легче задавать вопросы на выяснение значения непонятных слов. На уроках обучения грамоте в азбуке встречается много непонятных слов. После их прочтения я даю детям время для осмысления и затем предлагаю классу спросить о прочитанном: « Дети, о чем бы вы хотели спросить? (вопрос самый общий!). Если не получаю ожидаемого результата, задаю более конкретный вопрос: «Какие слова вам непонятны?».
У детей этого возраста часто вызывает затруднение построение вопросительных предложений. Поэтому уместно будет повторить вопросительные слова: что, где, когда, почему и поупражняться в составлении таких предложений на разные темы. Следующим шагом может быть задавание вопросов к предложению. Предложение несет много информации. Задача читающего эту информацию извлечь. Задача читающего эту информацию извлечь. Вместе с учителем ребенок должен уметь выполнить следующие шаги:
Подведем некоторые итоги. Работая, таким образом, с информацией (письменно и устно), мы решаем несколько образовательных задач:
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №10 ст. Новомышастовской Ермоленко С.И.
|
Язык нашего сайта - русский. При публикации комментариев старайтесь придерживаться правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок. Всегда помните, что языком сайта является русский, а не его гремучая помесь неизвестно с чем.
Внимание - все комментарии проходят ручную проверку.