Главная Развитие ребёнка Общаемся с детьми
Общаемся с детьми

Общаемся с детьмиПервую школу человеческого общения ребенок проходит в семье, соприкасаясь с родителями.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. Ребенок может неделями находиться с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться пассивным. Он развивается, приобретает самостоятельность, опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми.

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У малыша, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации, то легче, конструктивнее справляется с ними.

 

Общение «родители – ребенок» - это диалог двух сторон, выраженный не только в словах, но и в чувствах, действиях, отдельных реакциях: взгляде, жесте, вздохе, повороте головы, молчании… Вместе поразмышлять о прочитанной книге или просмотренной передаче важно для ребенка – в этом проявляется его умение сопереживать, стремление переосмыслить полученные впечатления.

 

К сожалению, бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С ребенком разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими. Чтобы этого не случилось, каждый родитель должен позаботиться о состоянии души своего малыша. Ребенок обязательно должен знать, что его любят, о нем беспокоятся, что в любую трудную минуту жизни рядом с ним будет его мамочка, которая сможет понять его и разделить его беды и радости. Если между ребенком и матерью возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

 

obchenie-s-deti-2014

 

Решающими факторами формирования у ребенка полноценной психики служат те виды общения с ним взрослым, в которых он может быть полноправным участником межличностной ситуации. Чуткие родители общаются с ребенком так, как если бы он был равноправным партнером по общению. Поэтому родители в процессе общения должны:

  • обеспечить ребенку чувство психологической защищенности;
  • вызвать у него доверие к миру;
  • создать ощущение эмоционального благополучия;
  • приложить усилия к развитию его индивидуальности.

Общение взрослого с ребенком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, труде, повседневных делах. Совместные прогулки, поездки, походы в лес создают выгодные условия для общения с ребенком, обогащающие его эстетические чувства, развивающие познавательные интересы.

 

Игры и развлечения – непременные спутники детей. Особенно полезны подвижные игры на свежем воздухе.

Каждая игра – это школа сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок учится спокойно переносить свои неудачи, радоваться чужому успеху. Доброжелательность, поддержка родителей, радостная обстановка – только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка.

 

Представляем Вашему вниманию несколько интересных игр. В каждую игру можно играть с одним ребенком, а можно и с несколькими детьми. А еще лучше играть всей семьей, откладывая свои дела на несколько минут.

 

Кошка

Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга на площадке. Взрослый говорит, что он будет кошкой, а малыш – мышкой, после чего присаживается на скамейку. Ребенок встает напротив взрослого на расстоянии 2-3 метра в кружке, обозначенном на земле или асфальте. Кружок – это «домик мышки». Затем взрослый произносит:

Мышка, мышки, выходи,

Порезвись и попляши!

Выбегай ты поскорей,

Очень я люблю мышей!

Ребенок-«мышка» подходит к взрослому-«кошке» и начинает приплясывать со словами:

Кошка, кошка, выбегай,

Кошка, Лену (Таню, Сашу …) догоняй!

После слова «догоняй» ребенок убегает в свой домик, взрослый делает вид, что старается его поймать.

После того как малыш окажется в своем домике, взрослый говорит: «Кошка хочет спать», уходит и вновь присаживается на скамейку, произносит свои слова. Ребенок снова подходит к водящему, приплясывает и напевает: «Кошка, кошка, выбегай…»

Примечание. После 2-3 выходов «кошки на охоту» водящим может стать ребенок.

 

Прокати обруч

Взрослый и ребенок становится лицом друг к другу на расстоянии 2-3 м за линиями, обозначенными на земле или асфальте. Взрослому необходимо прокатить обруч диаметром 50 см ребенку так, чтобы он не упал на землю, а затем поймать обруч, направленный ему ребенком.

 

Мы с друзьями

Взрослый и ребенок встают напротив друг друга, берутся за руки, затем идут по кругу хороводом. При этом взрослый произносит:

Мы с друзьями круг за кругом

Дружно ходим друг за другом.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

После слов «Сделаем вот так!» игрока останавливаются. Взрослый выполняет какое-либо движение или показывает фигуру, которую ребенок повторяет вслед за ним. Например:

«Петушок» - ходьба на месте с высоким поднимание коленей и взмахами рук;

«Гуси» - наклоны вперед, руки в стороны, назад, при наклоне произносить «ш-ш-ш»;

«Цыплята» - присесть на корточки, пальцами рук имитировать клевание корма – постукивание по ботиночкам, произносить «клю-клю-клю» и др.

Автор составитель: Торопчина А.Е.

воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 228»

 

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
Язык нашего сайта - русский. При публикации комментариев старайтесь придерживаться правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок. Всегда помните, что языком сайта является русский, а не его гремучая помесь неизвестно с чем.
Внимание - все комментарии проходят ручную проверку.


Защитный код
Обновить