Главная Муз. руководитель Занятие музыкально-тематическое: Путешествие в королевство мажора и минора
Занятие музыкально-тематическое: Путешествие в королевство мажора и минора

Автор: Музыкальный руководитель - Кизюн Татьяна Жоржовна

МДОУ «Детский сад № 81» Краснодарский край, город Краснодар

 

М.Р.: Дети, я знаю, все вы очень   любите   играть, а мне очень

интересно знать, куда уводят, Вас ваши игры? Кем вы бываете в них?

ДЕТИ: Я играю в индейцев. Я- бесстрашный Вождь Чин-Гак -Чук !

А я люблю быть принцессой в своем Королевстве.

А я - бесстрашным капитаном , отправляюсь на Северный   полюс. А  мне нравиться быть мамой своим Куклам. А я люблю быть Золушкой.

М.Р.: Ребята, я так поняла, что у нас не хватит времени, чтобы рассказать , куда вас только не уводит ваша фантазия, ваша игра, ваша сказка. А хотите, я вас приглашу в свою игру, в свою сказку, которую я придумала для вас. (М.Р. надевает шляпу феи)

Глазки закрывай, сказку в гости приглашай.

Глазки открываются, чудо начинается!

И вот ...Яуже не Татьяна Жоржовна. А кто? Вы догадались?

М.Р.: Я- фея музыки ( беру разнос , на котором на кружочках нарисованы ноты, кружочек на резинке, чтобы надевать детям на руки) А вы - мои нотки. А вы знаете, что это - ноты?

ДЕТИ:1. Ноты- это как бы музыкальные буквы. 2. Это музыкальные знаки, которыми записываются звуки.

М.Р.: А посмотрите, нотки разные или одинаковые?

ДЕТИ: Ноты разные : есть черные, есть белые, есть с палочкой, есть без неё.

М.Р.: А почему ноты разные?

ДЕТИ: 1. Потому что звуки разные.

2. Потому что звуки не одинаковые и нотки не похожи друг на друга.

М.Р.: На самом деле , если   долго тянем   звук, то нотка получается как открытый ротик ( вот она) , а есть звуки, которые быстро поются и тогда к нотке приставляется крылышко ( вот такое), чем больше крылышек , тем быстрее пролетает звук. Ну вот... Вы уже и нотки и теперь я поведу вас в свою Музыкальную страну.

 

Ходьба « Марш»   музык.

М.Р.: Присмотритесь   повнимательнее,   ребята,   на   что   похожа   моя музыкальная страна? Что она вам напоминает?

ДЕТИ: Она похожа на королевство.

М.Р.: Потому, что здесь трон, корона, красивые занавеси и цветы.

М.Р.:А трон один, корона одна?

ДЕТИ: Нет! Здесь два трона, две короны!

М.Р.: И, наверное, как вы думаете..? Два...

ДЕТИ: Два короля!

М.Р.: И значит у них и королевства одно или два?

ДЕТИ: Два!

М.Р.: Вам интересно побывать в них? Только вот, просто мы не можем

ворваться сюда, а как воспитанные дети мы должны...

ДЕТИ: Постучать, позвонить.

М.Р.: Мне кажется приятнее позвонить. В моей музыкальной стране много

музыкальных инструментов:    и шумовых, и звуковых. Выберите которые звенят, но прежде чем звонить, послушайте. Как они звенят.

 

Попевка «Бубенчики» (можор. Трезв.)

Вы заметили, как звенят колокольчики?

ДЕТИ: Весело!!

М.Р.: Тогда поможем своими голосочками колокольчикам звенеть весело, (попевка «КОЛОКОЛЬЧИКИ» муз. Лановой)

Из-за занавеси выходит король воспитатель,   прикрывает лицо маской -веселая которую держит на палочке.

КОРОЛЬ: Я приветствую вас в своем музыкальном  королевстве, которое называется МАЖОРНЫМ. А кто вы такие, мои любезные гости?

ДЕТИ: Мы - музыкальные ноты.

КОРОЛЬ: Тогда прошу, проходите. В нашей стране много придворных нот. (Показывает на стулья). Располагайтесь поудобнее (присаживается сам). И так, что вас интересует, что бы вы хотели узнать?

ДЕТИ: 1.Мы хотели узнать, какое у вас королевство. 2. Мы хотим узнать, как здесь живется вашим придворным ноткам?

КОРОЛЬ: Я велю сейчас заиграть музыке и она обо всем вам расскажет сама.

 

Слушание «Шутка» муз. Баха

М.Р.: О чем же вам рассказала музыка?

ДЕТИ: 1. Музыка рассказала о том, как в этом королевстве весело порхают бабочки, цветут цветы.

М.Р.: Милая моя нотка , как ты поняла музыку., что ты видела в этом королевстве ?

ДЕТИ: 2. А я увидела, как прекрасная принцесса танцевала и играла с принцем. Им было очень весело.

КОРОЛЬ: Будьте любезны, милый друг, а куда вас уносила музыка, что она для вас открыла в нашем королевстве?

ДЕТИ: 3. Я видел, что здесь светит яркое солнце и на небе облачка играют друг с другом в догонялки.

М.Р.: А ты ,нотка, что почувствовала в этой музыке?

ДЕТИ: 4. Я почувствовал, что здесь очень весело и радостно, все играют и танцуют.

М.Р.: Почему ты так чувствовал?

ДЕТИ: Потому, что музыка была такая.

М.Р.: Милые мои нотки, а какая была музыка?

ДЕТИ: Музыка была живая, светлая, веселая, радостная, игривая, задорная.

КОРОЛЬ: Конечно, музыка и не может быть другой, потому что я - король Мажор. Никогда и никому не позволю в своем мажорном королевстве печалиться, тосковать,      грустить    и слезы лить,    а вы что сидите или веселиться не хотите? ДЕТИ: Хотим!!

 

Свободная импровизация на музыку Баха «Шутка»

М.Р.: Уважаемый король Мажор. Мы очень благодарны с нотками , что вы доставили нам такую радость и весельем хотим отблагодарить тебя. Милые мои нотки, как вы думаете чем?

ДЕТИ: Песней.

КОРОЛЬ: Песней - это замечательно.  А какой ?  Только  непременно веселой.

М.Р.: Нотки, а какая песня у нас самая веселая ?

ДЕТИ: Про Солнышко.

М.Р.: Я согласна с вами друзья.

Только пойте не крича,

А ещё старайтесь

Улыбаться не стесняйтесь!

 

Пение песни «Солнышко» муз.Лолидзе

КОРОЛЬ: Замечательно пели. Такие у вас веселые нотки, оставайтесь в

моем веселом королевстве.

М.Р.: Уважаемый король Мажор, я хочу показать своим ноткам и соседнее

королевство.

КОРОЛЬ: Ну, что ж, счастливого пути,

Но запомнить вы должны:

Если музыки характер радостный задорный

Значит в ней король …

ДЕТИ: Мажорный.(дети поют на мажоре) Спасибо. До свиданья!

( король  уходит за ширму, меняет маску, дети идут по залу в другое Королевство)

М.Р.: Вот и другое королевство...

Что же , снова чтоб войти нам помогут вот эти...

ДЕТИ: Звонки!

М.Р.: Послушайте, как здесь звоночки звенят,

(играют минорное трезвучие)

М.Р.: Звоночки звенят, как и в соседнем королевстве?

ДЕТИ: Нет! Грустно звенят звоночки.

М.Р.: Поможем им своими голосочками позвенеть.

 

Пение попевки «Бубуечики» муз. Тиличеевой

(выходит король)

КОРОЛЬ: Вас приветствует в своем  минорном королевстве король Минор.

ДЕТИ: Здравствуйте, уважаемый король Минор!

КОРОЛЬ: А вы кто такие?

ДЕТИ: Мы - нотки.

КОРОЛЬ: Пожалуйста, проходите , усаживайтесь поудобнее.(присаживается

сам). Что вас интересует, что привело вас в наше королевство?

ДЕТИ: Мы хотим узнать, какое ваше королевство?

2. Мы хотим знать , как здесь живется вашим придворным ноткам .

КОРОЛЬ: Непременно узнаете, сейчас я велю звучать   музыке и она вам

сама обо всем расскажет.

 

Слушание «Мелодия» муз. Глюка

КОРОЛЬ: Какое же настроение  навела вам эта музыка?

ДЕТИ: Грустное.

КОРОЛЬ: А о чем рассказала вам музыка? Пожалуйста, любезный друг.

ДЕТИ:1. Мне музыка рассказала о том, что кому то было грустно, одиноко, наверное он рассорился с друзьями.

М.Р.: Милая моя нотка, а что ты увидела и услышала в этом королевстве?

ДЕТИ:2. Я услышала здесь печаль и грусть, мне представилось, как одинокий пастух пасет свое стадо и играет на дудочке, ему было одиноко бед людей.

КОРОЛЬ: А что  вам ,   мой  новый  друг,   открыла  музыка  в  нашем королевстве?

ДЕТИ: 3. Я увидел, что в королевстве нет солнышка, небо серое тоскливое как осенью, идет дождь.

М.Р.: Вижу, что одна моя нотка очень хочет нам сказать.

ДЕТИ: 4. А я  увидела в этом  королевстве девочку, которая смотрит  в окно и ждет маму, ей очень грустно и тоскливо.

М.Р.: Милые мои нотки, было ли кому-нибудь в этом королевстве весело и радостно?

ДЕТИ: Нет , здесь все грустили , печалились, тосковали.

КОРОЛЬ: Как вы правы, милые мои нотки, в моем королевстве поселилось грусть, печаль и здесь совсем не до смеха.

( король делает вид, что смахивает платком слезу и уходит за занавес)

М.Р.: Милые мои нотки, что же останемся в этом королевстве?

ДЕТИ: Нет! Мы хотим веселиться.

М.Р.: Но я вас прошу не спешите, давайте с начало разберемся, для чего нужно минорное королевство. Да, впрочем, по-моему сейчас все сами увидим.

(идет девочка, плачет, вытирает слезы     и направляется в мажорное королевство)

М.Р.: Посмотрите, девочка идет, да расстроена и слезы льет, (входит король Мажор)

КОРОЛЬ: Это кто здесь слезы льет? Нет! Никаких слез, никаких печалей, пожалуйста, скорее к нам веселиться и радоваться, смеяться!!

ДЕВОЧКА: Но подождите, я не могу сразу быстро успокоиться. Я хочу рассказать вам, что случилось со мной.

КОРОЛЬ: Нет, нет, не надо о грустном, слышите, какое у нас веселье,

присоединяйтесь к нам.

ДЕВОЧКА: Но я хотела, я хотела.( король   в это время ходит распевая  и

дирижируя.)

М.Р.: Но король Мажор за весельем так и не услышал, что хотела

рассказать девочка. А мы сможем выслушать её?

(нотки вместе с Феей подходят к девочке)

ДЕТИ: Саша, что случилось с тобой, расскажи. Почему ты плачешь?

ДЕВОЧКА: Я с Яшей поссорилась, мне грустно и одиноко.

( выходит король Минор)

КОРОЛЬ: Что я слышу, слезы, кому-то плохо?

Милое дитя, вы расстроены, проходите, расскажите, чем вы так опечалены

(усаживает возле фона) Впрочем, не надо слов, музыке не нужны   слова,

музыка без слов вместе со своими придворными нотками поймет, пожалеет

и утешит.

 

Звучит (отрывок) из музыки Глюка « Мелодия»

(дети в это время гладят девочку, вздыхают и грустят )

ДЕВОЧКА: Спасибо вам, нотки, Спасибо вам, король Минор, мне стало

легче и слезки высохли.

КОРОЛЬ: Если с кем- нибудь случится беда, приходите в мое королевство

всегда.

Счастливого вам пути!!!

Дети поют в миноре « До свидания, король Минор !»

М.Р.: Утешить важно всегда. А помогать мы будем?

ДЕТИ: Да!

М.Р.: Что же важно сейчас для Яши и Саши?

ДЕТИ: Помириться!

М.Р.: А у на есть песня,  которая может помирить всех?

ДЕТИ: Есть, это песня про букву «С»

М.Р.: Уважаемые нотки , вспомните, какое настроение в начале в этой

песне?

ДЕТИ: Грустное.

М.Р.: А потом меняется?

ДЕТИ: Да, оно становится веселым.

М.Р.: Значит, в этой песне встречаются два королевства. Какие?

ДЕТИ: Мажорное и минорное.

М.Р.: Значит в этой песне дружат два короля музыки...

ДЕТИ: Мажор и минор.

М.Р.: Покажите их своими лицами , своими голосами.

 

Песня про букву «С»

М.Р.: Вот и подружились Яша с Сашей. А когда все подружились, то пора и веселиться. Слышите , музыка звучит. В каком королевстве приглашает?

ДЕТИ: Мажорное!

КОРОЛЬ: (мажор) Приглашаю всех на веселый танец.

Исполняют танец. В конце приглашают танцевать детей.

М.Р.: Мы снова благодарны нашему королю Мажору , что он не только нас развеселит, но и всех наших гостей.   Но как, милые мои нотки, как ни хорошо в гостях, а дома... ДЕТИ: Лучше.

М.Р.: И нам пора возвращаться домой. Уважаемый

Король , мы были у вас в гостях, а теперь мои нотки хотят пригласить вас к себе.

ДЕТИ: Уважаемый   король,   пожалуйста,   пойдемте   к   нам.( идут   к фортепьяно)

М.Р.: Ну вот и закончилась игра, которую я придумала для вас и теперь я уже не Фея ( снимаю шляпу)

Дети: Татьяна Жоржовна.  И король ваша любимая…

ДЕТИ: Татьяна Александровна. И  вы  уже не нотки, а наши  любимые  детки,   а нотки  я дарю   вам   на память о нашем сказочном путешествии, храните их в своем музыкальном уголке, но не забывайте с ними играть. (дети уходят )

{odnaknopka}