Слово о музыкальном воспитании |
У многих родителей представление о музыкальном воспитании в детском саду сводится к песенкам, пляскам, ну и ещё к праздничным утренникам, которые носят форму отчётного концерта для родителей, а не праздника для детей. Но вопреки этим поверхностным представлениям, музыкальные руководители в дошкольных учреждениях решают задачи более объёмные и разносторонние, чем кажутся на первый взгляд и идут в трёх направлениях.
Первое направление – это образовательные задачи, которые способствуют образному восприятию музыки, учат понимать язык музыки : настроение, характерные особенности музыки, средства музыкальной выразительности – темп, динамику, тембр; развивают умение передавать музыкальные впечатления и переживания в пластике, движениях, эмоциональной сфере, создавая музыкально-игровой образ, например: скачущие лошадки, весёлые клоуны, распускающийся цветок и т. д..
Наряду с этим детей учат элементарному музицированию, игре на детских музыкальных и шумовых инструментах: металлофонах, треугольниках, маракасах и других инструментах. И как итог, в решении образовательных задач в непосредственно-музыкальной деятельности детей в детском саду, является развитие творческих способностей ребятишек, желания самостоятельно выражать накопленные музыкальные впечатления.
Второе направление в музыкальном воспитании дошкольников представляют задачи, развивающие психические процессы: внимание, память, воображение, эмоциональную сферу. И вот здесь-то и хочется остановиться и заострить внимание родителей на развитии воображения у детей. Средства музыки воспитывают богатейшие формы воображения, а воображение, в свою очередь, служит глубинной психологической основой всех видов мышления, в том числе и научного. Музыка, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению, и, значит, наиболее естественно его развивает. Лев Вячеславович Виноградов – создатель уникальной системы музыкального воспитания детей, подчёркивает, что , для того чтобы развивалось научное мышление на предметах естественнонаучных циклов, нам, музыкантам, необходимо формировать и развивать воображение. Однако, родители, не понимая важности музыкального воспитания детей, отдают приоритет занятиям подготовки к школе, механическому напичкиванию определённым объёмом знаний по математике и чтению, сводя непосредственно-образовательную музыкальную деятельность детей в сферу досуга. В одной из своих научных статей Лев Виноградов пишет: « Сила музыки не только в развитии чувства красоты, но и в формировании таких качеств малыша, которые помогут ему со временем стать успешным младшим школьником».
И в заключении, хочется сказать о том, что музыкальное воспитание направлено на совершенствование нравственности и взаимоотношений детей, а это уже воспитательные задачи, это третье направление музыкального воспитания в детском саду.
Кизюн Т. Ж.- музыкальный руководитель
МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 81»
|